04.02.2020

«Паллада» идёт сквозь «ревущие» сороковые

Назад
УПС «Паллада» со 2 на 3 февраля вошло в сороковые широты на пути к проливу Дрейка. Это место земного шара — одно из главных испытаний на прочность всех мореплавателей. В то же время обогнуть мыс Горн – заветная мечта как многих любителей моря, так и профессиональных яхтсменов.
Перед отбоем 2 февраля капитан «Паллады» Николай Кузьмич Зорченко дал команду задраить все люки и расположить вещи в шкафах или «обездвижить» любым подручным способом. Ночью начало «качать», предметы, которые по легкомысленности своих владельцев были не закреплены, как будто ожили. Все на борту услышали «рёв» сороковых. Предчувствие большого испытания нарастало. При этом чёткие команды и спокойствие капитана вселяли уверенность. За плечами Николая Зорченко пять кругосветок, а пролив Дрейка он может пройти практически с закрытыми глазами.

Капитан объяснил в чём опасность и одновременно притягательность этого места на карте для всех искателей приключений и романтики.

«Пролив Дрейка собрал в себе всё, что душе угодно. Это самая южная часть материка Южная Америка, 56 градус широты – так называемые «неистовые» пятидесятые. Здесь образуется бурлящий «котёл»: с одной стороны – южная часть Атлантики, которую ласковой точно не назовешь, с другой стороны – Тихий океан, если бы Магеллан знал, каким он бывает, то называл бы его бурным, страшным, тёмным, чёрным, а снизу подпирает Антарктида. В итоге сходятся разные течения, разные воздушные массы и температуры воды, и всё варится в сравнительно небольшом котле – проливе Дрейка. Грубо говоря, это полоса в 300 морских миль по меридиану и примерно 300-400 по параллели, которая опоясывает мыс Горн. И пройти его или нет – как повезёт. Широты, которые мы сейчас проходим, называются «ревущие» сороковые, они зарождаются около Новой Зеландии и Австралии, хорошо разгоняются к Южной Америке и уже здесь выдают всю свою мощь. Плюс время от времени на них накладываются циклоны, которые приходят сверху или снизу. Бывает, что ветер достигает 25-35 метров в секунду, волны гуляют под 10 метров, то есть высотой с наш капитанский мостик», – поясняет Николай Зорченко.

По словам капитана, «Паллада» будет проходить этот район традиционно для парусников – под парусами.

«В этой ситуации машина уже лишняя, ветер дует хороший. По нашим прикидкам, если скорость ветра будет примерно 18-20 метров в секунду, то нам повезёт. Понятно, что судно будет качать и волна будет бить, крен может достигать запредельных величин – градусов 40-50, когда корабль практически ложится на бок, и потом приходится вычерпывать воду. Конечно, у нас есть и тактика плавания, и специальная подготовка. Корабль хорошо забалластирован, мы достаточно хорошо загружены: почти полный бункер топлива и практически полный бункер воды. Хорошая остойчивость судна – это главное. Все иллюминаторы на обеих палубах берутся на заглушки, обтягиваются, чтобы внутрь не попала вода, все двери задраиваются, за исключением одной, через которую выходит экипаж. Кроме того, обязательно натягиваются штормовые леера, потому что палуба мокрая, плюс иногда по ней гуляет вода. А если чуть расслабишься, стараясь при этом не поскользнуться, накрывает вода из-за борта, причем не литр и не ведро, это многотонная масса воды. Поэтому все правила безопасности мы будет строго соблюдать», – успокоил капитан «Паллады».

Все команды для подготовки перехода через мыс Горн чёткие, проверенные практикой и большим опытом Николая Зорченко. Капитан на шаг предупреждает стихию.

«В молодые годы я работал в Антарктиде на научно-исследовательском корабле, причем в проливе Дрейка постоянно делали научные съёмки – искали криль, оценивали биомассу антарктического планктона, потом считали китов, затем ловили альбатросов и много чего ещё. Это была работа, причем тяжёлая работа. Восемь лет назад я проходил пролив Дрейка на другом нашем паруснике «Седове», который тоже сейчас совершает кругосветку. С ним и с барком «Крузенштерн» мы встретимся ещё южнее, ещё ближе к Антарктиде, во второй половине февраля, чтобы провести совместную 200-мильную гонку в память об открытии ледяного континента нашими, русскими моряками. Так вот на «Седове» мы дважды огибали мыс Горн. Первый раз несказанно повезло, второй раз – повезло чуть меньше, но мы вовремя укрылись в шхерах, и Бог миловал. Поэтому представление о том, что нас ждёт, очень живое, ещё не выветрилось», — заверил Николай Зорченко.


Заход в порт Ушуайя запланирован на 11 февраля.

По материалам корреспондента с борта судна



Официальные группы экспедиции в соцсетях: Vk, Instagram, Facebook
Местоположение парусника в режиме реального времени